Гайд по стандартам кареток. От BSA до BB90.

22 января 202217:45

В этом подробном руководстве мы постарались раскрыть максимальную информацию о каретках - от разбивки по стандартам до их совместимости друг с другом.
Совсем недавно единственными важными решениями по выбору каретки были ширина корпуса и длина вала. В редких случаях тип резьбы: английская (BSA) или итальянская (ITA). В наши дни может показаться, что «стандартов» столько же, сколько брендов велосипедов, и каждый из них предположительно является лучшим вариантом.

Ремонт велосипеда в Челябинске

Ниже будет список стандартов кареток, доступных в настоящее время, а также преимущества и недостатки, примечания о совместимости и некоторые комментарии их сторонников о том, почему они существуют.

Стандарты кареток и их совместимость.

ISO резьбовой картдридж.

  • Проприетарный? нет
  • Шаг резьбы: 1.37in x 24 TPI
  • Внутренний диаметр подшипников: различный из-за внутреннего вала
  • Ширина кареточного стакана: 68мм шоссе, 73мм МТБ, 83мм DH, 100/120мм фэтбайк
  • Форм-фактор: картридж
  • Тип вала: квадрат, octalink, ISIS
  • Прочее: обязательно проверять совместимость ширины стакана и длины вала.

ISO внешние чашки

  • Проприетарный? нет
  • Шаг резьбы: 1.37in x 24 TPI
  • Внутренний диаметр подшипников: 24мм (Hollowtech II), 24/22мм (GXP), 25мм (Ultratorque/Powertorque)
  • Ширина кареточного стакана: 68мм шоссе, 73мм МТБ, 83мм DH, 100/120мм фэтбайк
  • Форм-фактор: внешние чашки
  • Тип вала: Hollowtech II, GXP, Ultratorque/Powertorque
  • Прочее: несовместимость с валами 30мм.

Итальянская каретка

  • Проприетарный? нет
  • Шаг резьбы: 1.375in (34.92мм) x 24 TPI
  • Внутренний диаметр подшипников: 24мм (Hollowtech II), 24/22мм (GXP), 25мм (Ultratorque/Powertorque)
  • Ширина кареточного стакана: 68мм шоссе, 73мм МТБ, 83мм DH, 100/120мм фэтбайк
  • Форм-фактор: внешние чашки
  • Тип вала: Hollowtech II, GXP, Ultratorque/Powertorque
  • Прочее: правая резьба - стандартная.

BB90/BB95

  • Проприетарный? да (TREK)
  • Внешний диаметр чашек: 37мм
  • Внутренний диаметр подшипников: 24мм
  • Ширина кареточного стакана: 90мм шоссе, 95мм MTB
  • Форм-фактор: каретка с тугой посадкой в раму
  • Прочее: разработана исключительно под вал 24мм

BB86/BB92

  • Проприетарный? нет
  • Внешний диаметр чашек: 41мм
  • Внутренний диаметр подшипников: 24мм
  • Ширина кареточного стакана: 86.5мм шоссе, 91.5мм MTB. Остальные размеры могут называться согласно ширине стакана 89.5мм, 104.5мм, 107мм, 121мм, 132мм
  • Форм-фактор: каретка с тугой посадкой в раму
  • Совместимость: изначально проектировались под вал 24мм, но в некоторых случаях есть версии под 30мм
  • Другие обозначения: PF41 (Hope – взято от внешнего диаметра), PF24 (Chris King – взято от диаметра вала)
  • Прочее: стандарт аналогичен BB90/BB95, но непатентованная версия с менее строгими допусками.

BB30

  • Проприетарный? нет (открытый стандарт Cannondale)
  • Внешний диаметр чашек: 42мм
  • Внутренний диаметр подшипников: 30мм
  • Ширина кареточного стакана: 68мм шоссе, 73мм MTB
  • Форм-фактор: 6806 запрессовываются в подготовленное место в раме. Глубина посадки ограничивается стопорными кольцами.
  • Совместимость: проектировались под вал 30мм, для валов 24мм необходимы адаптеры.
  • Другие обозначения: PF41 (Hope – взято от внешнего диаметра), PF24 (Chris King – взято от диаметра вала)
  • Прочее: стандарт аналогичен BB90/BB95, но непатентованная версия с менее строгими допусками.

BB30A и BB30-83 Ai

  • Проприетарный? да (Cannondale)
  • Внешний диаметр чашек: 42мм
  • Внутренний диаметр подшипников: 30мм
  • Ширина кареточного стакана: 73мм (BB30A), 83мм (BB30-83)
  • Форм-фактор: 6806 запрессовываются в подготовленное место в раме. Глубина посадки ограничивается стопорными кольцами.
  • Совместимость: проектировались под вал 30мм, для валов 24мм необходимы адаптеры.
  • Другие обозначения: PF41 (Hope – взято от внешнего диаметра), PF24 (Chris King – взято от диаметра вала)
  • Прочее: Ассиметричная каретка с не-драйвсайда. Утверждается, что таким образом продлевается срок службы.

PF30

  • Проприетарный? нет (SRAM)
  • Внешний диаметр чашек: 46мм
  • Внутренний диаметр подшипников: 30мм
  • Ширина кареточного стакана: 68мм шоссе, 73мм MTB
  • Форм-фактор: 6806 подшипник в чашках.
  • Совместимость: Только вал ВВ30.
  • Прочее: Аналогичен BB30, но используется с чашками для смягчения производственных допусков.

OSBB (Road)

  • Проприетарный? Specialized
  • Внешний диаметр чашек: 42мм
  • Внутренний диаметр подшипников: 30мм
  • Ширина кареточного стакана: 68мм
  • Форм-фактор: 6806 запрессовываются в подготовленное место в раме. Глубина посадки ограничивается стопорными кольцами.
  • Совместимость: Только вал ВВ30 (Specialized).
  • Прочее: Аналогичен BB30

OSBB (МТБ)

  • Проприетарный? Specialized
  • Внешний диаметр чашек: 46мм
  • Внутренний диаметр подшипников: 30мм
  • Ширина кареточного стакана: 73мм
  • Форм-фактор: 6806 запрессовываются в подготовленное место в раме. Глубина посадки ограничивается стопорными кольцами.
  • Совместимость: Только вал ВВ30 (Specialized).
  • Прочее: Аналогичен PF30

BBRight (Direct Fit)

  • Проприетарный? нет (Cervélo)
  • Внешний диаметр чашек: 42мм
  • Внутренний диаметр подшипников: 30мм
  • Ширина кареточного стакана: 79мм
  • Форм-фактор: 6806 запрессовываются в подготовленное место в раме. Глубина посадки ограничивается стопорными кольцами.
  • Совместимость: Только BBRight шатуны.
  • Прочее: Аналогичен PF30

BBRight (Press Fit)

  • Проприетарный? нет (Cervélo)
  • Внешний диаметр чашек: 42мм
  • Внутренний диаметр подшипников: 30мм
  • Ширина кареточного стакана: 79мм
  • Форм-фактор: 6806 подшипники в чашках.
  • Совместимость: Только BBRight шатуны.
  • Прочее: Аналогичен PF30

BB386EVO

  • Проприетарный? нет (FSA)
  • Внешний диаметр чашек: 42мм
  • Внутренний диаметр подшипников: 30мм
  • Ширина кареточного стакана: 91.5мм
  • Форм-фактор: 6806 подшипники в чашках.
  • Совместимость: 386EVO шатуны и прочие шатуны с интегрированным валом.
  • Прочее: Совестимость со многими шатунами через адаптеры.

T47

  • Проприетарный? нет (Chris King & Argonaut Cycles)
  • Внешний диаметр чашек: M47 x 1
  • Внутренний диаметр подшипников: 30мм
  • Ширина кареточного стакана: 68мм (шоссе), 73мм (МТБ)
  • Форм-фактор: резьбовые чашки с подшипниками.
  • Совместимость: Кросс-совместимость в зависимости от длины вала.
  • Прочие названия: Thread Fit 30i.
  • Прочее: Направлен на решение проблемы скрипа систем прессовой посадки. По сути, это негабаритный внешний BB BSA.

Thread Fit 82.5

  • Проприетарный? да (Colnago)
  • Внешний диаметр чашек: 41мм
  • Внутренний диаметр подшипников: 30мм (24мм)
  • Ширина кареточного стакана: 86.5 (шоссе)
  • Форм-фактор: Монтаж в раму - pressfit, две половины корпуса ввинчиваются друг в друга, запресовываясь в раму.
  • Совместимость: Первоначально разработан для шатунов и подшипников BB86. Новая интегрированная каретка CeramicSpeed ​​BB подходит для шатунов диаметром 30 мм.
  • Прочее: Каретка изготовлена для бОльших допуско и корпус может быть заменен в случае ее износа.

DUB

  • Проприетарный? да (SRAM)
  • Внутренний диаметр подшипников: 28.99мм
  • Форм-фактор: Подшипники в корпусе каретки.
  • Совместимость: Кросс-платформенный стандарт, изготавливается в стандартах BSA, PF86, PF92, BB30 (73мм) and PF30 (73мм)

Традиционные/ISO/BSA резьбовые каретки

Современные резьбовые каретки являются одними из наиболее распространенных стандартов. Каретки с квадратным валом тоже относятся к этому стандарту, но мы будем говорить о каретках с внешними чашками.
Традиционные/ISO/BSA резьбовые каретки Идея проста: переместив подшипники за пределы рамы, появилась возможность использовать вал бОльшего диаметра. В настоящее время 24 мм является общепринятой нормой по сравнению с валом 17 мм прямоугольного конуса.

Shimano популяризировала концепцию стандарта Hollowtech II, представив группу XTR M960 в 2003 году — даже сейчас она все еще остается золотым стандартом для кареток. Фактически, такие компании, как Santa Cruz, продолжают поддерживать его, несмотря на множество других доступных сейчас вариантов.

Примечание о других стандартах каретки с резьбой:

Существует с десяток разных резьбовых стандартов кареток.
Мы выделим отдельно Итальянский стандарт (ITA) и новый стандарт Т47

BB90 и BB95 каретки.

Trek представил собственный стандарт BB90 в 2007 году на обновленном Madone, а вскоре последовал BB95 для горных велосипедов.
BB90 и BB95 каретки. Вместо того, чтобы запрессовывать подшипник в алюминиевые чашки, которые затем ввинчивались в раму, компания Trek запрессовывала подшипники прямо в раму.
Посадочные места подшипников были отлиты в структуре карбоновой рамы для уменьшения веса, а ширина корпуса каретки увеличилась до 90 мм на шоссейных велосипедах и 95 мм на горных велосипедах, создавая больше места для труб рамы и шарниров подвески.

BB90 и BB95 каретки.

По сути, пространство, ранее занимаемое чашками подшипников, теперь можно использовать как недвижимое пространство рамы, что позволяет использовать более крупные (и более жесткие) трубы.

Помимо отсутствия чашек, установка BB90/95 функционально идентична обычным кареткам с резьбой, поскольку в ней используются те же подшипники и те же места расположения подшипников, что и раньше. Таким образом, совместимость с шатунами не изменилась, хотя вы теряете возможность запускать цепегасители, расположенные между чашкой каретки и рамой.

Однако у этой системы есть свои недостатки: вкладыши становятся слишком большими (из-за износа), что является относительно распространенной проблемой (что привело к тому, что Trek выпустила подшипники V2 очень немного увеличенного размера для компенсации).

BB86 и BB92 каретки.

С системой Trek BB90/BB95 очень тесно связан стандарт BB86/BB92, используемый Scott, Giant, Pivot и многими другими.

BB86 и BB92 каретки.

Опять же, подшипники и их расположение идентичны обычным кареткам с резьбой, только они устанавливаются в небольшие композитные чашки перед тем, как впрессовываются в раму.

Преимущества аналогичны тем, что у Trek BB90/95: более широкий корпус каретки, который не влияет на диаметр вала шатуна, плюс меньший вес по сравнению с резьбовыми чашками из алюминия.

С производственной точки зрения допуски на размеры BB86/92 не такие строгие, как у BB90/95, и систему легче адаптировать к рамам из металлов. Достаточно имень ответстие нужного диаметра и ширины.

BB86 и BB92 каретки.

Шоссейный стандарт имеет ширину корпуса 86,5 мм (отсюда BB86), в то время как стандарт для горных велосипедов имеет ширину корпуса 91,5 мм. Также может существовать ряд других размеров корпуса, хотя все они используют одни и те же чашки подшипников.

Совсем недавно появились подшипники, которые позволяют использовать вал диаметром 30 мм. Размерные ограничения означают, что подшипники, как правило, довольно маленькие, поскольку система была разработана для валов диаметром 24 мм. Это может привести к сокращению срока службы подшипников.

Этот стандарт имеет несколько разных названий в зависимости от бренда, который его использует. Обычно это PF86, PF92, PF24 (Chris King) и PF41 (HOPE).

BB30 и OSBB каретки.

Несколько компаний на протяжении многих лет баловались альтернативными стандартами кареток (Gary Fisher, Klein и Merlin), но только когда Cannondale выпустила свою тогдашнюю проприетарную систему BB30 в качестве открытого стандарта в 2006 году, его получилось закрепить в индустрии.

BB30 и OSBB каретки.

Картриджи подшипников BB30 запрессовываются непосредственно в гнездо в раме, как и в системе Trek BB90/95 - глубина посадки ограничена парой стопорных колец.
Но здесь увеличиваются диаметры подшипников и вала, но не ширина стакана.

Основными преимуществами являются меньший вес благодаря увеличенному алюминиевому валу диаметром 30 мм и отказу от использования отдельных чашек подшипников. Кроме того, поскольку корпус по-прежнему имеет ширину всего 68 мм, шатуны также могут быть сделаны так, чтобы обеспечить более узкий Q-фактор.

BB30A и BB30-83 Ai каретки.

Относительно недавно компания Cannondale анонсировала вариант BB30 под названием BB30A. Здесь используется корпус, который на 5 мм шире оригинала и асимметричную компоновку со смещением с non-driveside. По словам инжинеров Cannondale, увеличенное расстояние между подшипниками повышает долговечность подшипников.
Q-фактор и остальные размеры остались нетронутыми.

Однако эти дополнительные 5 мм усложняют совместимость с шатунами. Шатуны, совместимые с BB30, имеющие проставочне кольца с левой стороны (например, от Cannondale и SRAM) подойдут. Шатуны BB30 без таких колец (например, от FSA и Specialized) не совместимы.

Cannondale также представил еще один стандарт каретки: BB30-83 Ai. Впервые использованный на МТБ SuperX, стандарт работает точно так же, как BB30A, но при этом корпус увеличен до 83 мм в ширину, что улучшает клиренс покрышек и жесткость

PF30 и OSBB каретки.

Компания SRAM решила проблему жестких допусков по размерам BB30 и связанных с этим производственных затрат с появлением PressFit 30 в 2009 году. Как и в случае с PF86/92, PF30 аналогичен BB30 в том, что подшипники установлены в промежуточные композитные чашки, которые увеличивают допуски рамы.

PF30 и OSBB каретки.

Поэтому неудивительно, что PF30 получил широкое распространение в велоиндустрии, особенно среди небольших производителей, которые не могут позволить себе высокий процент брака.

По словам директора компании по передовым исследованиям Криса Д'Алуизио, система OSBB от Specialized почти идентична системе BB/PF30, но с несколькими ключевыми отличиями.

PF30A и PF30-83 Ai каретки.

Это, по сути, то же самое, что и описанные выше стандарты BB30A и BB30-83 Ai Cannondale, за исключением того, что в них используются подшипники в чашках, а не подшипники, запрессованные непосредственно в раму. BB30A и BB30-83 Ai предназначены для ассиметричных рам, 73 мм для PF30A и 83 мм для PF30-83.

BBRight каретки.

Большинство кареток устанавливаются симметрично относительно центральной линии рамы. Однако Cervélo изменил эту тенденцию в 2010 году, представив стандарт BBright.

BBRight каретки.

BBright представляет собой тело каретки из алюминия и промподшипники, а стандарт монтажа - как у PF30 — фактически, чашки каретки идентичны PF30. Только подшипник с driveside выдвинут наружу на 11 мм

BBright доступен в двух видах. В версии direct fit используются те же подшипники 6806 из каретки BB30, которые запрессованы непосредственно в раму.
Версия press fit использует съемные чашки каретки, аналогичные PF30, и используется на всех рамах Cervélo, а также некоторыми 3T.

С самого начала Cervélo представила BBright как открытый стандарт, на который мог перейти любой желающий. Однако, не смотря на хорошую инженерную задумку, другие велосипедные компании не спешат внедрять этот стандарт.

BB386 EVO и BB 392 EVO каретки.

BB386 EVO и BB392 EVO представлен в 2011 году. Подшипники имеют такое же расстояние по ширине 86/92 мм, как и обычные внешние резьбовые форматы BB, BB90/95 и PF86/92, но в них используется вал бОльшего диаметра BB/PF30 диаметром 30 мм.

BBRight каретки.

Поскольку жесткость напрямую связана с размером поперечного сечения, неудивительно, что теоретически BB386 EVO имеет большую жесткость, благодаря дополнительной ширине и диаметру корпуса, к которым стремятся многие производители рам.

Совместимость с шатунами - еще одна сильная сторона BB386 EVO. Корпус подходит для большинства современных шатунов, за исключением специальных конструкций BB30/PF30 и BBright.

T47 каретки.

Разработанный совместно с Chris King и Argonaut Cycles, T47, анонсированный в 2015 году. Каретки T47, они же Thread Fit 30i, имеют тот же внутренний диаметр 46 мм, что и PressFit 30, но они ввинчиваются в рамы, а не запрессовываются внутрь.

T47 каретки.

Конструкция разработана как решение хорошо со скрипом, связанных каретками стандарта PF. Хотя эти скрипы почти всегда являются результатом плохих допусков, стандарт T47 создавался устранить проблему со скрипом, не жертвуя преимуществами увеличееного вала шатунов.

Потребность в более тяжелом металлическом стакане выглядела ограничивающим фактором для серийных карбоновых велосипедов, но Trek Domane 2020 года уже оснащен T47 BB.

Colnago ThreadFit 82.5 каретки.

Threadfit 82.5 не является новым стандартом - он совместим с шатунами и подшипниками BB86.
Вместо того, чтобы вдавливать каретку BB86 непосредственно в раму, система ThreadFit сначала ввинчивает в раму алюминиевую оболочку, которая обеспечивает интерфейс для установки подшипников.

T47 каретки.

По словам Colnago, это позволяет более точно контролировать размеры и допуски. Кроме того, это позволяет легко заменять интерфейс каретки, если он изнашивается с течением времени или после многократной замены.
С выпуском модели C64 компания Colnago в сотрудничестве с CeramicSpeed разработали каретку Threadfit 82,5, который вставляет подшипники непосредственно в корпус, который врезается в раму, — фактически запатентованный дизайн T47. Это также позволяет установить шатуны с валом диаметром 30 мм.

SRAM DUB каретки (Durable, Unifying Bottom Bracket).

DUB может звучать как новый стандарт, но на самом деле это новая спецификация диаметра оси для шатунов МТБ (в 2019 году SRAM также начала выпуск шатунов DUB в линейке дорожных).
SRAM утверждает, что акцент на оптимизации подшипников привел к диаметру шатуна 28,99 мм. Этот стандарт находится прямо между старыми 24-мм SRAM GXP и 30-мм осями шатунов.

T47 каретки.

К счастью, DUB был разработан с учетом основных стандартов кареток, что позволяет устанавливать шатуны наиболее распространенных размеров.

DUB совместим с резьбовыми каретками BSA, PF86, PF92, BB30 (корпус 73 мм) и PF30 (корпус 73 мм). Каретки и шатуны полностью взаимозаменяемы между различными стандартами.

Зачем столько стандартов кареток?

Суть в том, что велосипедные компании продвигают свои стандарты. У резьбовых систем очень мало ограничений – они легко чистятся и ремонтируются на уровне мастерской. Запрессовываемые каретки требуют точного изготовления кареточного стакана.

Важно понимать, что каждый стандарт имеет плюсы и минусы, поэтому нельзя выделить самый лучший формат каретки в мире.

Интересные статьи:

  • GPS велонавигатор SHANREN MILES | ВеликиКолеса.
  • Китайская компания SHANREN создает инновационные устройства высокого уровня для циклических видов спорта, которые разработаны с использованием передовых алгоритмов и точной аналитики данных. Одним из таких устройств устройств является GPS велонавигатор MILES.
  • Merida eSILEX - гравийник для неизведанных маршрутов.
  • Гравийник Merida eSILEX, оснащённый системой поддержки с электродвигателем – велосипед, который вы искали. В нем низкий вес и плавные классические формы сочетаются с идеальной системой поддержки педалирования – отличный выбор для современных путешественников и искателей приключений.
Меню
0Корзина
Товар добавлен в корзину!
Профиль