Зимнее катание на велосипеде приносит удовольствие, если правильно подготовиться.
В этой статье мы расскажем:
- Плюсы и минусы.
- Как приготовить велосипед к зиме.
- Какие покрышки выбрать.
- Как правильно одеваться.
- Где лучше всего кататься.
- Питание в пути.
Плюсы и минусы зимнего катания на велосипеде.
В первую очередь о плюсах:
- Под падающим снегом зимой кататься намного приятнее, чем под дождем летом. Зимний мороз переносится легче, чем летняя жара и, если вы замерзли, то можно просто ускориться и согреться. Летом же интенсивная езда наоборот может приводить к дискомфорту от жары. Хотя, надо заметить, одежда велосипедиста должна быть адекватной в любое время года.
- На мягком снегу резина изнашивается меньше, чем при езде по асфальту.
- Зима – хорошее время для тренировки навыков катания в экстремальных условиях – по аналогии с экстремальной ездой на автомобиле.
- Летняя дорога с ямами и лужами зимой преображается. С другой стороны, асфальтированная дорога, на которой летом не было ям и колдобин, зимой покрывается льдом.
Теперь о минусах:
- При отрицательных температурах смазка в подшипниках густеет, из-за чего и ход велосипеда становится тяжелее, а накат менее эффективным.
- У велокомпьютеров жидкокристаллические экраны перестают воспроизводить информацию при отрицательных температурах.
- Перед выездом не надо мыть велосипед- обледенелые тормоза и другие компоненты быстро помогут закончить Вам катание.
- Нужно тщательно подбирать одежду, особенно перчатки и обувь. Неправильный выбор может привезти к обморожению.
- Стоит выбрать себе хороший свет на велосипед, ведь зимой темнеет раньше и есть риск остаться в лесу без освещения.
Как приготовить велосипед к зиме.
Велосипед – механизм, который без каких-либо последствий способен выдержать самую морозную погоду (есть некоторая тонкости с гидравлическими тормозами и воздушными вилками и амортизаторами- они не рассчитаны на эксплуатацию ниже -15 градусов).
Обслуживание велосипеда.
Стоит задуматься о полном ТО велосипеда. В мастерской заменят старую смазку на свежую, устранят люфты. Также смогут своевременно выявить износ компонентов и прочие скрытые недостатки, которые себя еще не показали.
Обслуживание тормозов.
Прокачать тормоза будет очень полезной процедурой, ведь наличие следов воды или воздуха в старой жидкости скажется негативно на торможение в минусовую температуру.
Еще необходимо проверить колодки и ротор на предмет износа, а ободные тормоза отрегулировать.
Цепь.
Зимой цепь подвергается воздействию влаги ввиде снега. Потом он еще и оттаивает в помещении. Смазку для сухих условий стоит заменить на смазку для влажных условий(например: Смазка для цепи Weldtite TF2 Wet Lube для влажных условий или Смазка для цепи DAYTONA для влажной погоды. Если Вы используете парафиновые смазки- надо перейти на зимний парафин (Например Squirt Low Temp)
Какие покрышки выбрать.
Зимние или летние?
Летние и зимние покрышки отличаются составом резины – она не дубеет на морозе. Технически, если у вас летняя резина с агрессивным протектором, то можно комфортно кататься и на ней (если резко не маневрировать). Но если посмотреть на это с точки зрения безопасности, то риск подскользнуться присутствует всегда, а значит и риск травмироваться тоже.
Какую шипованную покрышку выбрать?
Есть несколько вариантов. Существуют различия по количеству шипов и по форме. Шипы бывают цилиндрические и конические, последние лучше держат при маневрировании на скользкой поверхности, но более дорогие. Цилиндры дешевле, но проскальзывают на льду при маневрировании.
- Schwalbe ICE SPIKER PRO Perfomance- самый универсальный вариант цена/качество. Стальной корд, 400 шипов в варианте 29 дюймов.
- Schwalbe ICE SPIKER EVO- облегченный вариант (995гр), с кевларовым кордом, соответсвенно и цена выше.
- KENDA K1013 KLONDIKE WIDE- более дешевый вариант с простым компаудом 30tpi, весом 1480 гр( в 29 дюймах) и отсутсвием шипов на центральной дорожке.
- Schwalbe WINTER K-GUARD PERFORMANCE- дешевый вариант, 100 шипов. Подходит исключительно для укатанных дорожек.
Как правильно одеваться.
Одежда.
Подход к выбору одежды должен быть таким, чтобы сначала, как только вы выйдете на улицу, вам было прохладно, и чтобы через пять-десять минут активного катания вы хорошо согрелись, но при этом не вспотели. Потеть на морозе крайне нежелательно, поскольку если вы вспотеете, то просохнуть сможете только в теплом помещении. Если все же нижняя одежда стала мокрой, то следует ехать без остановок, не давая себе остыть.
Для зимнего катания есть специальные велокуртки с непродуваемым верхним слоем, высоким воротником. Такая куртка защищает от ветра, при этом отлично дышит и выводит пар наружу. Как аналог можно выбрать беголыжную куртку- по свойствам они похожи, немного отличается крой.
Низ, как правило, это зимние велорейтузы с виндстопером спереди. Имеют утепленный памперс и лямки для лучшей фиксации на теле.
Термобелье.
Термобелье стоит выбирать для активных видов спорта, без натуральных тканей в составе. При катании на велосипеде важен влагоотвод, а натуральные ткани наоборот впитывают влагу и быстро пропитаются пОтом, что нарушит терморегуляцию.
Зимняя велообувь.
Для контактных педалей есть готовые решения от Shimano:
- Shimano SH-MW501 с мембраной DryShield отлично подойдут для демисезона и температур до -15. Подробнее о них можно почитать в нашем обзоре
- Shimano SH-MW701 улучшенный вариант с мембраной GORE-TEX® системой быстрой шнуровки BOA и подошвой и подошвой Michelin является топовым решением на текущий день.
Для топталок подойдут любые теплые ботинки с жесткой подошвой.
Перчатки.
Существует огромное разнообразие зимних перчаток, тут стоит обратить внимание на наличие ветрозащитных мембран, а также количество утиплителя. Нет универсальных перчаток на любую погоду. До -10 можно использовать без утеплителя, только с мембраной. А вот в -15 руки комфортно будут себя чувствовать в каких-нибудь лобстерах от REX
Шапка, балаклава, баф.
Лучший вариант – флисовая балаклава и шлем. Шлем защитит вас от травм при каких-либо неприятностях, плюс он создает дополнительную защиту от ветра. Балаклава защищает шею (щитовидку, горло) и уши от обморожения.
Очки.
Зимой, даже при небольшом минусе на скорости выше 10 км/час скорее всего начинают слезиться глаза. Это мешает обзору, да и просто вредно для глаз. Лучше всего использовать стандартные спортивные очки с пластиковой основой. Второй вариант- горнолыжная маска. Оба варианта защитят глаза от встречного ветра, снега и переохлаждения.
Где лучше всего кататься.
Самый идеальный вариант- конечно же парки и лес. Нет ничего лучше- проезжать утром в парке по свежевыпавшему снегу, легкая свежесть морозит щеки. Дышится легко и комфортно.
В городе по тратуарам двигаться сложнее. Зимой маневрировать на велике сложнее, особенно без шипованных покрышек. А наличие льда на тратуаре увеличивает риск падения, еще и пешехода можно зацепить.
Катание по проезжей части зимой мы вообще считаем опасной для жизни. Крайне не рекомендуем Вам выезжать на дорогу!
Питание в пути.
Если Вы решили выехать надолго- стоит задуматься о питании в пути. Хорошее решение- упаковывать еду и питье в термосы. Горячий чай в термосе Elite Deboyo может сохраняться до 12 часов. Очень классно- устроить привал в зимнем лесу с горячим чаем и бутербродами!
Интересные статьи:
- Как выбрать велошлем? Если вы купили велосипед, то следующая покупка- это велошлем. При этом есть несколько ключевых моментов для выбора шлема для катания на велосипеде.
- Как выбрать гравел (гравийный велосипед) Каждый достойный производитель велосипедов имеет в своем ассортименте гравийные велосипеды, но существует множество технических характеристик и вариантов настройки, от передач и размеров колес до ширины шин и аксессуаров.
- Как выбрать педали для велосипеда. Выбирая велосипедные педали, сначала подумайте о направлении катания, которым вы будете заниматься. Это будет езда на шоссейных или МТБ велосипедах?